Дебиторская задолженность по выданным авансам (окончание)

Это продолжении статьи. Начало можно увидеть по этой ссылке — Дебиторская задолженность по выданным авансам (начало)

Пример 4

Организация получила от судебного пристава — исполнителя акт о невозможности взыскания задолженности и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа. Расходы были приняты в бухгалтерском и налоговом учете.

Согласно ст. 46, 47 Федерального закона от 2.10.07 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп. от 13.05.08 г.), вступившего в силу с 1 февраля 2008 г., возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для повторного предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии со ст. 21 данного Закона.

Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу (п. 1 ст. 21 Закона № 229-ФЗ).

Постановление об окончании исполнительного производства означает, что на определенный момент долг взыскать не удалось, при этом обязательство не прекращается.

Определить такую задолженность в качестве безнадежного долга нет оснований, долг может быть взыскан при повторном обращении к приставу — исполнителю, при этом не исключена вероятность погашения задолженности поставщиком.

О возможности признать безнадежной в целях исчисления налога на прибыль дебиторскую задолженность, в отношении которой судебным приставом — исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства, высказано мнение в письмах Минфина России от 17.03.08 г. № 03-03-06/1/184, от 6.02.07 г. № 03-03-07/2: дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, не может быть признана безнадежной в целях налогообложения прибыли по другим основаниям, кроме перечисленных в п.2 ст. 266 НК РФ.

Позиция налоговых органов подробно изложена в письмах МНС России от 15.09.04 г. № 02-5-10/53, УФНС по г. Москве от 2.08.05 г. № 20-12/54789: акт судебного пристава — исполнителя о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа не являются основанием для признания суммы дебиторской задолженности безнадежной.

Проверка наличия или отсутствия должника или его имущества производится судебным приставом — исполнителем на день проведения исполнительных действий.

При окончании исполнительного производства судебный пристав — исполнитель не делает вывод о реальности или нереальности взыскания.

Пропуск организацией срока повторного предъявления исполнительного листа к исполнению в рамках гражданского законодательства не может рассматриваться в режиме истечения срока исковой давности.

Такой же позиции придерживаются и арбитражные суды в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 23.05.07 г. № Ф04-2656/2007(33916-А03-25), ФАС Уральского округа от 22.01.07 г. № Ф09-12035/06-С2, ФАС Северо-Западного округа от 19.12.05 г. № А56-4970/2005).

Противоположная позиция представлена в других постановлениях более раннего периода: ФАС Уральского округа от 7.12.05 г. № Ф09-5552/05-С7, ФАС Центрального округа от 5.08.05 г. № А62-8620/2004, ФАС Северо-Западного округа от 1.09.05 г. № А66-11319/2004.

В определении ВАС РФ от 7.03.08 г. № 2727/08 сделан следующий вывод: принимая во внимание основания к прекращению исполнительного производства, судом выражено решение об обоснованном включении обществом суммы долга в состав внереализационных расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли.

Пример 5

Списание задолженности произведено на основании информации о том, что контрагент не значится в ЕГРЮЛ. Использована информация, опубликованная на сайте налоговых органов. Справка от налоговых органов о ликвидации предприятия не получена. Расходы были приняты в бухгалтерском и налоговом учете.

В данной ситуации дебиторская задолженность списана, расходы признаны в отсутствие документального обоснования.

Документальным подтверждением ликвидации организации-должника может служить выписка из ЕГРЮЛ о ликвидации организации-должника. Порядок получения данной выписки установлен ст. 6 Федерального закона от 8.08.01 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп. от 1.12.07 г.).

Информация, размещенная на официальном сайте ФНС России о ликвидации организации-должника, не может использоваться в качестве единственного документального подтверждения расходов в виде суммы списанного безнадежного долга (письмо Минфина России от 15.02.07 г. № 03-03-06/1/98).

Пример 6

Списание задолженности произведено в связи с исключением налогоплательщика из ЕГРЮЛ как не отчитывающегося, не проводящего операции на расчетном счете. Справка о ликвидации контрагента не получена. Расходы были приняты в бухгалтерском и налоговом учете.

Основания, согласно которым юридическое лицо может быть ликвидировано, перечислены в ст. 61 ГК РФ. Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ согласно решению регистрирующего органа не относится к числу таких оснований.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Закона № 129-ФЗ).

Позиция официальных органов представлена в письме Минфина России от 27.07.05 г. № 03-01-10/6-347: исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, не является основанием для признания долга безнадежным.

Решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа может быть обжаловано кредиторами в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 Закона № 129-ФЗ).

Документом, подтверждающим ликвидацию юридического лица, будет являться выписка из ЕГРЮЛ. В соответствии со ст. 6 Закона № 129-ФЗ выписка предоставляется налоговыми органами по запросу (письмо Минфина России от 15.02.07 г. № 03-03-06/1/98).

В постановлении Пленума ВАС РФ от 20.12.06 г. № 67 сделан следующий вывод: процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.

Пример 7

Списание задолженности произведено в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Перечисление аванса произведено за аренду здания, в котором до начала аренды произошел пожар. Расходы были приняты в бухгалтерском и налоговом учете.

В данном случае чрезвычайные обстоятельства привели к невозможности оказать услуги, однако не могли воспрепятствовать организации-поставщику вернуть полученный аванс в связи с тем, что услуга не была оказана.

Согласно п. 1 ст. 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

В такой ситуации нет оснований для того, чтобы назвать задолженность безнадежной, поэтому применять п. 2 ст. 266 НК РФ не правомерно.

Пример 8

Произведено списание задолженности в связи с тем, что у поставщика работ была отозвана лицензия на ведение деятельности в связи с нарушением им лицензионных требований. Договор был заключен до момента отзыва лицензии. Расходы были приняты в бухгалтерском и налоговом учете.

В данной ситуации отзыв у должника лицензии произошел по вине лицензиата. Невозможность исполнения обязательства поставщиком фактически наступила. Обязательство по осуществлению деятельности поставщиком прекратилось, но не прекратилась обязанность возместить убытки в результате неисполнения обязательства.

Неисполнение в связи с этим обязательства не является основанием прекращения обязательств должника в результате издания акта государственного органа. Согласно п. 1 ст. 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

В информационном письме ВАС РФ от 21.12.05 г. № 104 сделан следующий вывод: отзыв у должника лицензии, вызванный неправомерными действиями лицензиата, и неисполнение в связи с этим обязательства не являются основанием прекращения обязательств должника в результате издания акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ).

Пример 9

Списание задолженности проведено в связи с тем, что контрагент проходит процедуру банкротства, находится в стадии конкурсного производства. Задолженность была включена в реестр требований кредиторов до истечения срока исковой давности. Расходы были приняты в бухгалтерском и налоговом учете.

В письме Минфина России от 21.04.06 г. № 03-03-04/1/380 представлено разъяснение, почему задолженность в этот момент не может быть признана безнадежным долгом. Статьей 195 ГК РФ дано определение понятия исковой давности, в соответствии с которым исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Вместе с тем требования, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации приняты к рассмотрению в деле о банкротстве, не могут быть удовлетворены в судебном порядке, в связи с чем на них не распространяются сроки исковой давности.

Дебиторская задолженность организации, признанной банкротом и в отношении которой введена процедура конкурсного управления, не может быть признана безнадежной до завершения конкурсного производства при условии, что кредитор заявил свои требования в установленном порядке и включен в реестр кредиторов.

Задолженность организации, в отношении которой осуществляется процедура банкротства, включенная в реестр требований кредиторов, не может быть признана для целей налогообложения прибыли безнадежной по причине истечения срока исковой давности и не учитывается в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль до завершения конкурсного производства.

Списать нереальную задолженность будет возможно при получении документа, свидетельствующего об исключении организации-должника из ЕГРЮЛ.

В письме Минфина России от 11.04.08 г. № 03-03-06/1/276 подтверждена та же позиция: поскольку в отношении организации-должника открыта процедура конкурсного производства, в этом случае списание задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, производится после признания судом организации банкротом и исключения ее из списков ЕГРЮЛ.

Аналогичная позиция выражена в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 19.11.07 г. по делу № А29-549/2007 и ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.07 г. № Ф04-1557/2007(32421-А75-26.

Пример 10.

Списание задолженности проведено в связи с тем, что контрагент проходит процедуру банкротства, находится в стадии внешнего управления. Срок исковой давности задолженности истек. Расходы были приняты в бухгалтерском и налоговом учете.

Организация вправе списать дебиторскую задолженность, признанную нереальной к взысканию, по истечении срока исковой давности (письмо Минфина России от 11.04.08 г. № 03-03-06/1/276).

Если задолженность не была включена в реестр требований кредиторов в связи с истечением срока исковой давности, то такие долги можно списать, не дожидаясь завершения конкурсного производства (постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.02.07 г., 21.02.07 г. № Ф03-А51/06-2/5637).

Как следует из представленных примеров, позиция официальных органов не всегда совпадает с мнением арбитражных судов. Однако в любой ситуации налогоплательщик имеет возможность отстаивать свое мнение в судебном порядке.

Н. Королькевич,
Ведущий аудитор ЗАО «Гориславцев и К.Аудит».