Сегодня многие предприятия и организации уделяют особое внимание соответствию кадровой документации актуальным требованиям норм трудового права, регулирующих взаимоотношения между работниками и работодателями в процессе начисления и выплаты заработной платы. Серьёзные нарушения в работе отдела кадров, выявленные трудовой инспекцией в процессе плановой или внеплановой проверки отдела кадров или при проверке расчётов по оплате труда в организации или на предприятии, могут послужить основанием для применения штрафных санкций или дисквалификации должностных лиц из числа руководства и главных специалистов. В отдельных случаях существует риск приостановки работы предприятия с негативными последствиями для его собственников.
Довольно часто недочёты и нарушения при ведении кадрового учета являются одной из причин появления искажений в бухгалтерской отчётности, что в свою очередь может привести к существенным рискам при расчёте ряда налоговых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды. Поэтому проверка оплаты труда является действенным средством для предупреждения возникновения спорных и конфликтных ситуаций как на самом предприятии, так при взаимодействии с государственными контролирующими органами, представленными налоговой и трудовой инспекцией.
Результатом проверки кадров является официальное заключение, которое включает:
- Список нарушений трудового законодательства, выявленных при проверке кадров.
- Перечень обязательных документов, которые отсутствуют на предприятии.
- Перечень нарушений, возникших при расчетных операциях по оплате труда.
- Практические рекомендации по исправлению ошибок при расчете оплаты труда и по восстановлению кадрового учета.
Аудиторская проверка оплаты труда
Целью аудиторской проверки оплаты труда на предприятии является установление соответствия между используемой методикой бухучета и нормативными документами.
В процессе проверки кадров решаются важнейшие задачи, связанные с соблюдением действующих правил бухгалтерского учёта:
- Подтверждение достоверности выполненных начислений и прочих выплат работникам предприятия по всем основаниям и правильности отражения выполненных операций.
- Проверка выполнения норм законодательства в части правильности начислений и удержаний по зарплате.
- Оценка эффективности системы по организации аналитического и синтетического учета на предприятии.
- Проверка правильности оформления бухгалтерских операций и корректности отражения их в учёте расчётов с сотрудниками предприятия по оплате труда.
Комплексная аудиторская проверка оплаты труда содержит несколько этапов:
- Установление перечня проверяемых документов и периода для проверки кадровых и бухгалтерских документов.
- Сверка бухгалтерской и кадровой документации на предмет отсутствия искажений и существенных нарушений.
- Расширенная проверка кадровой документации по работникам и всех видов начислений по зарплате, включая проверку начисления соответствующих налогов и взносов.
- Оформление отчётов по проверке отдела кадров и расчётных операций по оплате труда.
При проведении аудиторской проверки оплаты труда особое внимание обращается на следующие моменты в работе отдела кадров и бухгалтерских служб:
- Соблюдение трудового законодательства РФ.
- Порядок и правильность проверки расчётов связанных с оплатой труда.
- Проверка корректности и полноты расчётов при начислении налогов в госбюджет и обязательных платежей в соответствующие внебюджетные фонды.
После проведения проверки отдела кадров возникает необходимость по улучшению работы отдела кадров и бухгалтерских служб предприятия. Для этого аудиторская фирма может рекомендовать выполнение следующих мероприятий:
- Автоматизация расчётных операций по оплате труда.
- Использование унифицированной документации.
- Уточнение корректности выполнения расчетов.
- Применение рациональных систем ведения аналитического учета.
Специалисты аудиторско-консалтинговой группы «Гориславцев и К» выполнят комплексную аудиторскую проверку оплаты труда на Вашем предприятии и окажут всестороннюю помощь для устранения всех обнаруженных недочетов и выявленных нарушений.