Как подать апелляционную жалобу, чтобы решить спор без суда?

В газете «Учет.Налоги.Право» (№9-2010) опубликован комментарий Ростислава Антонюка руководителя департамента налогового и юридического консультирования ЗАО «Гориславцев и К. Аудит».

  • Апелляцию подают только в инспекцию, которая приняла решение.
  • К жалобе стоит приложить ходатайство об участии компании в рассмотрении.


Если придерживаться несложных правил, то из обязательной и формальной процедуры апелляционное обжалование станет действенным способом защитить компанию в налоговом споре без суда. Вот что рекомендуют аудиторы и юристы.

  • Перед апелляцией надо ходатайствовать о выдаче решения на руки.

Компания может обжаловать решение инспекции в течение 10 рабочих дней после его вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ). Но часто инспекция отправляет решение по почте. А в этом случае Минфин считает, что день вручения документа — это шестой рабочий день после его отправки (письмо от 02.06.08 № 03-02-08-12). Поэтому, если компания не получит решение в срок, то она не успеет его вовремя обжаловать.

«Законных оснований для такого подхода нет», — считает Мария Ключникова, генеральный директор ООО «Аудиторско-правовая компания «Налоговая безопасность», — «Ведь в статье 101 Налогового кодекса говорится именно о вручении, а не об отправке решения».»

Тем не менее, инспекторы используют в работе именно официальные разъяснения. Поэтому юристы рекомендуют сразу после рассмотрения материалов проверки (не дожидаясь получения решения) подать в инспекцию письменную просьбу выдать готовое решение на руки представителю компанию. Как правило, налоговики соглашаются.

Еще многие допускают стандартную ошибку — подают жалобу сразу в региональное управление ФНС. В пункте 3 статьи 139 НК РФ четко прописано, что жалобу необходимо направить в ту инспекцию, которая вынесла решение, а она сама направит ее в УФНС. При такой неточности, формально, будет считаться, что апелляция подана с нарушением порядка. Поэтому УФНС ее не рассмотрит, а решение инспекции вступит в законную силу.

Стоит контролировать рассмотрение апелляции?

В первую очередь юристы рекомендуют компаниям подать вместе с жалобой ходатайство об участии в рассмотрении апелляции.

«Если такое ходатайство заявлено, УФНС должно предоставить компании возможность участвовать в рассмотрении, уведомив о времени и месте заседания», — заявляет Ростислав Антонюк, руководитель департамента налогового и юридического консультирования ЗАО «Гориславцев и К. Аудит», — «Для компании это явный плюс, поскольку будет возможность привести дополнительные доводы и обосновать свою позицию.»

УФНС должно рассмотреть жалобу за месяц, но налоговики вправе продлить этот срок на 15 рабочих дней. На практике управления затягивают рассмотрение. Здесь юристы рекомендуют в последние дни месячного срока направить через канцелярию письмо с просьбой выдать на руки решение по результатам апелляции, либо о продлении срока ее рассмотрения.

«Обычно письменные обращения хорошо стимулируют налоговиков к соблюдению сроков», — считает Мария Ключникова.