Консалтинг — общие сведения, задачи, решения

Концентрация предприятий и усиление конкуренции привели к тому, что фирмам постоянно требуется подстраиваться под изменяющиеся условия рынка, модернизировать производство, обучать персонал, те кто вовремя не успевают провести данные мероприятия в конечном итоге разоряются.

Стратегия предприятия разрабатывается руководством, но по многим вопросам оно не достаточно компетентно. И, понимая это, компании обращаются за помощью к внешним специалистам-консультантам.

Итак, консалтинг — это помощь со стороны специалистов руководству предприятия, его персоналу по решению определенных проблем. Данная помощь заключается в следующем: специалисты-консультанты анализируют ситуацию, сложившуюся на предприятии, разрабатывают способы решения возникшей проблемы, и внедряют разработку, тем самым повышая эффективность деятельности компании, а иногда спасая от разорения. Итогом деятельности консультантов является консалтинговый проект. В нем содержатся результаты анализа и способы решения проблемы.

Все задачи, которые решает консалтинг, можно разделить на три большие группы:

  1. Кризисная группа – здесь консультанты решают задачи по исправлению существующей ситуации и по недопущению ухудшения положения.
  2. Группа по повышению эффективности – в данном случае компания хочет улудшить существующую ситуацию и повысить эффективность работы компании.
  3. Инновационная группа – консультанты помогают решить задачи связанные с созданием новых направлений бизнеса.

Многие руководители переоценивают собственные навыки и возможности и не обращаются за помощью к консультантам, нередко в итоге терпя фиаско.

Причины, по которым следует обратиться к консультантам консалтинговой компании следующие:

  • Они владеют обширными знаниями по способу решения проблем;
  • Консультанты непредвзято относятся к ситуации, сложившейся на фирме (в отличие от внутренних сотрудников);
  • Они работают на временной основе;
  • Руководство обучается у консультантов способам решения определенных проблем.

Можно выделить следующие виды консалтинговых услуг, предоставляемых специалистами:

  • менеджмент консалтинг – его цель: повышение эффективности управленческого процесса на предприятии;
  • маркетинг консалтинг – его цель: разработка и оптимизация политики по 4Р (товар, цена, продвижение, сбыт);
  • персонал консалтинг – цель: подбор персонала и повышение эффективности его деятельности;
  • юридический консалтинг – консультирование в области юриспруденции;
  • аудиторские услуги – проверка соответствия различных данных определенным критериям;
  • технический консалтинг – связан непосредственно с процессом производства, установки оборудования.

Все организации, обращающиеся за помощью к консультантам в консалтинговую компанию, можно разделить на две группы:

  1. Частный бизнес;
  2. Государственные предприятия.

В последние годы наблюдается динамика по повышению спроса на консалтинговые услуги со стороны государственных предприятий, но частный бизнес прибегает к использованию консалтинговых услуг гораздо чаще.

Итак, можно выделить следующие черты консультирования:

  • независимость специалистов от внутрифирменных факторов;
  • профессиональная подготовка;
  • совещательный характер работы: в основном консультанты, проводя анализ и вырабатывая решения, прибегают к организации собраний с управленческим блоком, персоналом. Это помогает наиболее эффективно разрабатывать решения.

Российские компании обращаются за помощью к консультантам в 4-х ситуациях:

  1. Интеграция предприятий;
  2. Смена формы собственности – например, с ЗАО на ОАО;
  3. Когда нужно улучшить бизнес показатели по реализации товара;
  4. Когда предприятие находиться в критическом положении.

В данной статье мы рассмотрели общие моменты связанные с консалтингом.

Консалтинг – способ повышения эффективности деятельности предприятия и укрепления его позиций на рынке.