Концентрация предприятий и усиление конкуренции привели к тому, что фирмам постоянно требуется подстраиваться под изменяющиеся условия рынка, модернизировать производство, обучать персонал, те кто вовремя не успевают провести данные мероприятия в конечном итоге разоряются.
Стратегия предприятия разрабатывается руководством, но по многим вопросам оно не достаточно компетентно. И, понимая это, компании обращаются за помощью к внешним специалистам-консультантам.
Итак, консалтинг — это помощь со стороны специалистов руководству предприятия, его персоналу по решению определенных проблем. Данная помощь заключается в следующем: специалисты-консультанты анализируют ситуацию, сложившуюся на предприятии, разрабатывают способы решения возникшей проблемы, и внедряют разработку, тем самым повышая эффективность деятельности компании, а иногда спасая от разорения. Итогом деятельности консультантов является консалтинговый проект. В нем содержатся результаты анализа и способы решения проблемы.
Все задачи, которые решает консалтинг, можно разделить на три большие группы:
- Кризисная группа – здесь консультанты решают задачи по исправлению существующей ситуации и по недопущению ухудшения положения.
- Группа по повышению эффективности – в данном случае компания хочет улудшить существующую ситуацию и повысить эффективность работы компании.
- Инновационная группа – консультанты помогают решить задачи связанные с созданием новых направлений бизнеса.
Многие руководители переоценивают собственные навыки и возможности и не обращаются за помощью к консультантам, нередко в итоге терпя фиаско.
Причины, по которым следует обратиться к консультантам консалтинговой компании следующие:
- Они владеют обширными знаниями по способу решения проблем;
- Консультанты непредвзято относятся к ситуации, сложившейся на фирме (в отличие от внутренних сотрудников);
- Они работают на временной основе;
- Руководство обучается у консультантов способам решения определенных проблем.
Можно выделить следующие виды консалтинговых услуг, предоставляемых специалистами:
- менеджмент консалтинг – его цель: повышение эффективности управленческого процесса на предприятии;
- маркетинг консалтинг – его цель: разработка и оптимизация политики по 4Р (товар, цена, продвижение, сбыт);
- персонал консалтинг – цель: подбор персонала и повышение эффективности его деятельности;
- юридический консалтинг – консультирование в области юриспруденции;
- аудиторские услуги – проверка соответствия различных данных определенным критериям;
- технический консалтинг – связан непосредственно с процессом производства, установки оборудования.
Все организации, обращающиеся за помощью к консультантам в консалтинговую компанию, можно разделить на две группы:
- Частный бизнес;
- Государственные предприятия.
В последние годы наблюдается динамика по повышению спроса на консалтинговые услуги со стороны государственных предприятий, но частный бизнес прибегает к использованию консалтинговых услуг гораздо чаще.
Итак, можно выделить следующие черты консультирования:
- независимость специалистов от внутрифирменных факторов;
- профессиональная подготовка;
- совещательный характер работы: в основном консультанты, проводя анализ и вырабатывая решения, прибегают к организации собраний с управленческим блоком, персоналом. Это помогает наиболее эффективно разрабатывать решения.
Российские компании обращаются за помощью к консультантам в 4-х ситуациях:
- Интеграция предприятий;
- Смена формы собственности – например, с ЗАО на ОАО;
- Когда нужно улучшить бизнес показатели по реализации товара;
- Когда предприятие находиться в критическом положении.
В данной статье мы рассмотрели общие моменты связанные с консалтингом.
Консалтинг – способ повышения эффективности деятельности предприятия и укрепления его позиций на рынке.