21 марта 2011 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовал рейтинг российских аудиторов по итогам 2010 года. По мнению Вартана Ханферяна, аналитика рейтингового агентства «Эксперт РА», давняя проблема, характерная для рынка аудита — демпинг — в посткризисное время лишь обострилась. Прекратить ценовые войны могут лишь саморегулируемые организации, которые должны стать коллективным лоббистом интересов отрасли в государственных инстанциях.
По данным аудиторско-консалтинговых групп — участников рейтинга, прирост их совокупных доходов за последний год составил порядка 5% (а общая выручка — 65 млрд. рублей). Данный показатель на 2% выше аналогичного, наблюдаемого в 2009 году, однако не соответствуют докризисным темпам — 23% в 2008 году, и свидетельствуето стагнации рынка. Причина тому, как отметило большинство участников рейтинга, — недобросовестная конкуренция и давление на ценовую политику аудиторских компаний.
В результате ценовых войн на рынке обязательного аудита в 2010 году доля выручки от общего аудита в совокупном объеме доходов ведущих АКГ снизилась на 1.2%, а ее годовой прирост составил около 2%. При этом общая выручка от аудита финансового сектора ушла в минус (-6%). Данные рейтинги показали, что доходы снизились по всем трем направлениям — аудиту банков, страховых компаний и инвестиционных институтов. «Изменить этот тренд на рынке обязательного аудита без ревизии законодательства о госзакупках вряд ли возможно. Кроме того, учитывая влияние поправок, внесенных в конце прошлого года в федеральный закон об аудиторской деятельности, можно прогнозировать дальнейшее снижение выручки от услуг по обязательному аудиту», — считает Вартан Ханферян.
От посткризисного подъема российской экономики больше всего выиграли компании, представленные в трех сегментах аудиторско-консультационного бизнеса: финансовом управлении, стратегическом планировании и организационном развитии, а также юридическом и налоговом консалтинге.
Наиболее стремительно доходы ведущих аудиторско-консалтинговых групп росли от финансового и стратегического консалтинга. Прирост годовой выручки здесь составил порядка 23% и 21% соответственно, а совокупные доходы по сегментам — около 5-ти и 2.2 млрд.рублей соответственно. Рост спроса в данных сегментах был в большей степени спровоцирован именно кризисом, подтолкнувшим компании к оптимизации своей деятельности. Востребованными остаются разработка методологии бухгалтерского учета, налогового учета и управленческого учета.
Источник: РА»Эксперт»