По мнению аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА» рынок аудита в 2010 году оказался в стагнации

21 марта 2011 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовал рейтинг российских аудиторов по итогам 2010 года. По мнению Вартана Ханферяна, аналитика рейтингового агентства «Эксперт РА», давняя проблема, характерная для рынка аудита — демпинг — в посткризисное время лишь обострилась. Прекратить ценовые войны могут лишь саморегулируемые организации, которые должны стать коллективным лоббистом интересов отрасли в государственных инстанциях.

По данным аудиторско-консалтинговых групп — участников рейтинга, прирост их совокупных доходов за последний год составил порядка 5% (а общая выручка — 65 млрд. рублей). Данный показатель на 2% выше аналогичного, наблюдаемого в 2009 году, однако не соответствуют докризисным темпам — 23% в 2008 году, и свидетельствуето стагнации рынка. Причина тому, как отметило большинство участников рейтинга, — недобросовестная конкуренция и давление на ценовую политику аудиторских компаний.

В результате ценовых войн на рынке обязательного аудита в 2010 году доля выручки от общего аудита в совокупном объеме доходов ведущих АКГ снизилась на 1.2%, а ее годовой прирост составил около 2%. При этом общая выручка от аудита финансового сектора ушла в минус (-6%). Данные рейтинги показали, что доходы снизились по всем трем направлениям — аудиту банков, страховых компаний и инвестиционных институтов. «Изменить этот тренд на рынке обязательного аудита без ревизии законодательства о госзакупках вряд ли возможно. Кроме того, учитывая влияние поправок, внесенных в конце прошлого года в федеральный закон об аудиторской деятельности, можно прогнозировать дальнейшее снижение выручки от услуг по обязательному аудиту», — считает Вартан Ханферян.

От посткризисного подъема российской экономики больше всего выиграли компании, представленные в трех сегментах аудиторско-консультационного бизнеса: финансовом управлении, стратегическом планировании и организационном развитии, а также юридическом и налоговом консалтинге.

Наиболее стремительно доходы ведущих аудиторско-консалтинговых групп росли от финансового и стратегического консалтинга. Прирост годовой выручки здесь составил порядка 23% и 21% соответственно, а совокупные доходы по сегментам — около 5-ти и 2.2 млрд.рублей соответственно. Рост спроса в данных сегментах был в большей степени спровоцирован именно кризисом, подтолкнувшим компании к оптимизации своей деятельности. Востребованными остаются разработка методологии бухгалтерского учета, налогового учета и управленческого учета.

Источник: РА»Эксперт», Audit-IT