Финансовое моделирование бизнеса

Тематическое приложение Российского Налогового Курьера — «Аудит и Консалтинг» (февраль 2008).
Статья Ведущего консультанта Компании, Поповой Марины.


В практике работы нашей компании, мы достаточно часто сталкиваемся с тем, что на российских предприятиях еще не сложилась четкая система разработки и применения финансовых моделей в управлении бизнесом. В некоторых случаях, специалистам финансовых служб не хватает подготовки, навыков и опыта. В других — временных ресурсов, так как львиная доля работы приходится на решение оперативных задач.

Исследования и наблюдения наших специалистов говорят о том, что даже там, где практика финансового моделирования является нормой, возникают серьезные ошибки. В итоге это приводит к искажению результатов моделирования и как следствие — управленческих решений, основанных на перспективном планировании. Этого можно избежать, есть учитывать следующие факторы.

Этапы построения

При разработке модели в первую очередь, стоит обратить внимание на разработку и формализацию тех целей, которые вы хотите достичь с помощью финансового моделирования. Например, финансовая модель бизнеса необходима для того, чтобы представить ее пользователям. Это может быть кредитный комитет банка, если вашей компании нужен кредит. Либо собственник организации, который выбирает оптимальные способы развития бизнеса или финансовый директор, прогнозирующий налоговые платежи.

Следующий этап — это постановка вопроса о том, что конечный пользователь должен получить в качестве результатов моделирования. Конечно, модель будет различной, если готовить ее для кредитного комитета банка, специалиста финансовой службы, генерального директора или для собственников компании. Здесь важно понять, какие обоснованные практические решения могут быть приняты на основе данных результатов.

После постановки целей и задач нужно выбрать спектр первичной информации, на основе которой будет строиться модель. Очевидно, что такого рода данные должны иметь самое непосредственное отношение к ключевым факторам бизнеса компании. При этом подавляющее число моделей построено вокруг показателя прибыли и темпов его прироста без соответствующей адекватной оценки и анализа сопутствующих факторов и условий макро- и микросреды бизнеса. Что, конечно же, является их существенным недочетом.

Помимо всего сказанного, необходимо на самом раннем этапе моделирования определить степень детализации расчетов в процессе построения модели. Также нужно выбрать самый нижний информационный уровень в организационной иерархии компании.

Принципы формирования

Несмотря на то, что существует огромное число техник моделирования, большинство специалистов едины в базовых принципах построения моделей. Среди них можно назвать следующие.

  1. Интеграция — обычно модель представляет собой набор взаимосвязанных показателей/форматов (например, балансовый документ, P&L, cash flow) со встроенной процедурой верификации целостности и достоверности модели;
  2. Обособленность блоков модели — означает, что необходимо разделять инпуты (входящие данные и информацию) с блоком расчетов и результатами моделирования;
  3. Логичность/последовательность блоков модели (должны использоваться одинаковые временные диапазоны, универсальные единицы измерения и пр.).

Кроме того, необходимо избегать циклических ссылок, балансирующих цифр, закодированных данных. Это облегчит работу с моделью и позволит избежать случайных, неожиданных ошибок и сбоев.

Реальное отражение ситуации и тестирование

Как правило, основная причина построения финансовой модели — это тестирование (оценка) чувствительности конкретных бизнес-ситуаций относительно неопределенности воздействия ключевых факторов. Поэтому модель должна обладать известной степенью эластичности.

Но на практике редко можно встретить модели, которые четко фиксируют цели и соответствующие им допущения. К решению этой задачи стоит отнестись как к необходимому и обязательному этапу процесса моделирования. Чем яснее в модели отражены допущения, тем более валидной и достоверной она будет в глазах пользователей.

Зачастую разработчики забывают о важности этапа тестирования модели. Уровень применяемых процедур тестирования зависит, безусловно, от цели, которую разработчики преследовали в процессе моделирования, а также рисков, ассоциируемых с возможными ошибками. Тестирование должно быть всесторонним и исчерпывающим. Особенно, если цена решений, принимаемых на основе результатов, генерируемых финансовой моделью, исчисляется шестизначными цифрами. Если модель разработана для обоснования привлечения кредитных ресурсов, то кредитор, скорее всего, будет настаивать на независимой детальной оценке. Если же финансовая модель предназначена преимущественно для внутренних пользователей, то упрощенный вариант тестирования является оправданным.

Безусловно, нельзя стать специалистом по разработке финансовых моделей в одночасье. Но, полагаем, что если вы будете использовать в работе приведенные «нехитрые» советы, то сможете получить хорошие результаты.

Попова Марина, Ведущий консультант АКГ «Гориславцев и К.»